ufologo
Экспорт из национального архива НЛО Украины - UFOBUA
Фильтр экспорта - уникальный номер (18)
Дата экспорта: 05/05/2024


Идентификатор: 18
Область: Днепропетровская
Дата события (Г/М/Ч): 2002-07-04
Категория: Другое
Форма НЛО:
Описание: 4.07.2002 жители села Хороше (Днепропетровская область) стали свидетелями необычного явления: ночное небо на 10 секунд осветила мощная вспышка света. В селе стало светло как днем. Почти целую неделю эта новость активно муссировалась в СМИ, правда, совсем по иному поводу. Дело приняло оборот когда пилоты израильского самолета, пролетавшего над территорией Украины, испугались, что попали в зону ракетного обстрела (причиной же было странное сияние на высоте 10000 метров). Явление наблюдалось экипажами еще двух самолетов - Ил (рейс из Москвы в Стамбул) и Ту-154 (рейс Одесса-Екатеринбург). В Национальном космическом агентстве Украины предположили, что "вполне вероятно, это был космический объект, метеорит, вошедший в плотные слои атмосферы, что и вызвало яркую вспышку". А Министерство Обороны констатировало (языком оригинала): "Екiпажi повiтряних суден спостерiгали явища невстановленого походження, якi не повязанi з дiяльнiстю Збройних сил України".
Подробнее:
4 июля, в четверг, в 23.26 (время всюду Московское; Киевское, равно как и Тель-Авивское, = Московское - 1 час) пилот "Боинга-757", № рейса 615 израильской авиакомпании El Al, в районе южнее Днепропетровска наблюдал ярко-голубой огненный шар на расстоянии примерно 60 км от самолёта, угол между направлением на шар и направлением полёта составлял 30-50о (по правую сторону). Наблюдение длилось около 10 секунд. Пилот, бывший военный с опытом полётов над Ливаном, идентифицировал вспышку как взрыв ракеты класса "земля-воздух" (интересно, что через три дня - 7 июля был день украинских сил ПВО). Немедленно были оповещены наземные службы. Позднее наблюдение пилота "Боинга" подтвердили экипажи двух российских лайнеров, а также наземные наблюдатели. Краткий разбор по каждому пункту. 1) Самолёт. "Боинг-757", рейс 615, следовал по курсу Тель-Авив - Москва, вылетел из Тель-Авива в 20.00, в Москву, в Шереметьево-2, прибыл в 1.35 5 июля ("Газета.ru" указывает другое время прибытия - 1.01, именно это время соответствует указанному в расписании полётов лайнеров авиакомпании El Al, однако в большинстве источников указывается именно половина второго). Войдя со стороны Турции в зону ответственности украинского диспетчерского пункта в 22.57, в воздушном пространстве Украины находился с 23.15 до 24.04, зону ответственности покинул в 23.39 (параллельно тот же диспетчер вёл и Ту-154Б рейса Одесса-Екатеринбург, с которого так же видели свечение). Высота полёта при встрече с объектом составляла 10050 метров (та же "Газета.ru" указывает 3900 метров, однако для "Боингов" типичная высота именно порядка 10 км). 2) Время встречи. 23.36, "Газета.ru" даёт почему-то 21.55, ссылаясь при этом на Тель-Авив, что не согласуется вообще ни с чем... 3) Место встречи. Несколько различается - "над Днепропетровском", "немного южнее Днепропетровска", и просто "южнее Днепропетровска". В одном из сообщений вдруг появился район Геническа - это на 260 км южнее Днепропетровска, на побережье Азовского моря (странно, что этот район вдруг появляется в сообщении от 6-го числа, т.е. через целых два дня после происшествия; впрочем, судя по карте, "Боинг" должен был проходить над Геническом). 4) Положение объекта относительно лайнера. Чаще всего указывается 60 км, хотя встречается, как, например, в "Известиях" от 5.07.02, 60 миль (т.е. примерно 100км), а также оценка "от 10 до 40 миль [примерно от 15 до 70 км] выше и дальше лайнера" ("Газета.ru"). Во всяком случае, пилот, по-видимому, оценил расстояние, исходя из своего представления о размерах ракетного взрыва, так что точность тут невелика. Если лайнер находился южнее Днепропетровска и двигался на Москву, то, следовательно его курс составлял примерно 10о на северо-восток (учитывая большую погрешность в определении направления на объект - от 30 до 50 градусов, ошибка в определении курса не должна быть существенной). Таким образом, светящийся шар находился приблизительно в секторе Новомосковск-Лозовая. Если взять оценочное расстояние до объекта в 60 км, его высоту примерно в 15 км (что соответствует углу в 150 к плоскости горизонта; при меньшей высоте, как мне кажется, сложно сказать, что объект был "выше" самолёта), а в качестве возможного района падения (об этом дальше) - Петропавловский район, то из сказанного следует, что объект двигался почти точно на юго-восток, прошёл до момента падения 100-120 км со скоростью (её можно оценить исходя из известного момента падения) 1.5 км/с, угол между траекторией и плоскостью горизонта составлял около пяти градусов. 5) Свечение наблюдали также по крайней мере с двух российских лайнеров - Ту-154Б рейса 2934 "Одесса-Екатеринбург", высота полёта 10050м (т.е. такая же, как у "Боинга"), во время разворота над Коховкой (село Днепропетровской области; в сообщениях стояло "Каховка", однако город Каховка находится в 180 км к юго-западу от Днепропетровска) и Ил-18 (так в большинстве сообщений и комментариев) рейса 9757 "Москва-Стамбул", высота полёта 8550 м, при подлёте к Днепропетровску. С этим Илом вообще путаница - лично я Ил-18 в небе уже, наверное, лет десять не видел, тем более невероятно, чтобы он летал на международных рейсах. Другие сообщения указывают Ил-76, но это не пассажирский самолёт. Согласно расписанию полётов, рейсы Москва-Стамбул обслуживаются аэробусами Ил-86, однако они летают по средам и воскресеньям (разве что расписание изменилось с июля). В расписаниях нет также указанных для Ту и Ила номеров рейсов. Лётчик Ту-154 рассказал, что видел справа сильную вспышку, похожую на вспышку от ракеты. Вспышка была "единовременным объектом не более 10 секунд в виде огненного шара". К сожалению, из сказанного неясно, в каком направлении наблюдалась вспышка. Пилот Ила отметил, что вспышка носила шарообразный характер и отсвечивала неоновым бледно-голубым светом. "Мы думали, что это гроза, но по цвету вспышка отличается". Версии. 1) Версия израильского пилота - взрыв ракеты "земля - воздух" (другие варианты - случайно высоко залетевший снаряд установки залпового огня, ракета, выпущенная патрульным истребителем). Украинская сторона отрицает факт стрельб в этот и в предшествующие дни вообще, хотя и была информация, что неофициально якобы кто-то где-то это признал. Аргументы за: военный опыт пилота "Боинга", наличие в непосредственной близости полигона сил ПВО под Новомосковском (20 км к северо-востоку от Днепропетровска). Аргумент против: правительство Израиля обратилось к США с просьбой помочь в расследовании случившегося, в частности, при помощи съёмки со спутников (аналогично тому, как был доказан факт уничтожения лайнера над Чёрным морем). Отсутствие какой-либо дальнейшей информации по расследованию ставит под сомнение ракетную версию - во всяком случае, если бы факт запуска ракеты был доказан, такая информация была бы, что вовсе не обязательно в случае фиксации со спутника, скажем, падения метеорита. 2) свечение от разрыва российской ракеты, запущенной с полигона под Астраханью - одна из "ранних" украинских версий - всё-таки далековато от Астрахани до Днепропетровска. 3) подсветка облаков фейерверками и прожекторами в Бердянске, где как раз проходил кинофестиваль. Вариант - подсветка от очень мощного фейерверка в одном из ночных клубов Днепропетровска. Думаю, оба варианта можнo оставить без комментариев. 4) оптический обман, связанный с усталостью пилота. Также украинская версия, абсолютно отрицаемая наблюдениями того же свечения с других самолётов. 5) фантастическая версия - возгорание облака угольной пыли - не знаю, возможно ли такое облако в принципе на такой высоте. Во всяком случае, описание явления не соответствует взрыву взвеси. 6) шаровая молния. Если и шаровая молния, то очень крупных размеров - ведь её наблюдали не только с самолётов, но, как потом выяснилось, и с Земли. В принципе, известен случай, когда в самолёт, пересекавший грозовую тучу на высоте 2800 влетела шаровая молния (этот случай описан в Nature за апрель 1952-го года). Однако целый ряд соображений говорит против этой версии - во-первых, шаровая молния существует в течение довольно небольшого времени - около 10с, изредка - до минуты. За это время она должна была бы преодолеть довольно большое расстояние до села Хорошее, где ёё наблюдали с Земли (обычно шаровые молнии двигаются довольно медленно, иногда просто висят на месте), во-вторых, характерных для шаровой молнии шипения при движении и хлопка, которым сопровождается ёё исчезновение, никто из наблюдателей не зафиксировал, в-третьих, обычно появление шаровой молнии связано с грозой (до или после грозы), однако грозы в тот день в Днепропетровской области не было (судя по прогнозам на 4-е июля и последующие дни), в-четвёртых, шаровая молния может сопровождаться радиопомехами - но, согласно сообщениям, пилот "Боинга" немедленно связался с диспетчером, при этом ни о каких имевших место помехах не упоминается. 7) метеорит или космический мусор. В пользу версии метеорита говорят некоторые последующие сообщения. К сожалению, не известны окончательные выводу по данному вопросу, что связано, в частности, и с тем, что катастрофа на львовском аэродроме отодвинула происшествие с израильским лайнером на второй план. Во всяком случае, на этой версии остановлюсь подробнее. Метеорит. По утверждению жителей села Хорошее Петропавловского района Днепропетровской области (примерно 12 км к северу от райцентра Петропавловка), ровно через минуту после того, как вспышку в воздухе увидел израильский пилот, в 23.27 (откуда такая точность?) в селе заревели коровы, всполошились куры и гуси, а небо на 10 секунд озарилось непонятным свечением. Утренний осмотр полей показал отсутствие возгораний. Один из жителей говорит, что необычное явление увидел, когда расстилал постель. Он говорит, что вдруг стало ясно как днем, посмотрел на небо, а оно в "разноцветных огнях", и сразу поднялся сильный ветер [кстати, шаровая молния, как я понимаю, ветром не сопровождается]. "Я увидел на небе клубок огня красно-синий и оранжевый. Ну думаю, где-то упал [метеорит] на южной части нашего села". Другие очевидцы вначале подумали, что это ракета и даже ждали взрыва, однако свет был гораздо ярче, чем при полете боевой или сигнальной ракеты. "Я служил в армии и подумал, что это ракета. Но потом понял, что это не так". Сельчане говорят, что во время падения метеорита было так светло, что километров на 30 вокруг было все видно. В тот вечер необычное явление видели почти все жители села. "Я уже засыпала и вдруг услышала рев коров, мы подумали, что сено горит". "Все кричали, что это звезда падает. Она упала далеко и пропала, а свет был такой как молния, только дольше". Непонятное явление в селе обговаривали с самого утра и решили, что видели метеорит. Далее, вечером 5 июля, в редакцию украинской телекомпании "1+1" позвонил житель Днепропетровской области. Звонивший сообщил, что на его подворье упал метеорит (есть эффектный вариант, приписываемый тому же очевидцу - деревенская водонапорная станция была разрушена упавшим на неё предметом, который горел голубым светом). Киевские тележурналисты пообещали провести самостоятельное журналистское расследование. О его результатах, равно как и о результатах деятельности правительственной комиссии, которая, как сообщалось, была создана, к сожалению, ничего не известно. В сельсовете села Хорошее в телефонном разговоре мне подтвердили, что болид действительно наблюдался, но никакого метеорита ни местными жителями, ни приезжими журналистами найдено не было. Также и сотрудница Главной астрономической обсерватории Академии наук Украины Ирина Виденичева на мой запрос ответила, что никакими сведениями о метеорите никто из сотрудников обсерватории не располагает. В пользу метеоритной версии говорит также и то, что, действительно, крупные небесные тела весом от 100 кг до 1 тонны сгорают в атмосфере на высоте от 7 до 20 км, то есть именно там, где летают самолеты. Против - то, что падение метеорита более вероятно утром, а не поздним вечером (что определяется характером движения Земли по орбите). Тем более, что крупных метеорных потоков Земля в этот день не пересекала. Далее, при пролёте болида обычно в течение нескольких минут остаётся видимый немного светящийся след - в данном случае никто из очевидцев не упоминает о таком. Выше была оценена скорость полёта - примерно 1, 5 км/с; но как известно, космическое тело на высоте 10-20 км в следствие большого сопротивления воздуха попадает в так называемую область задержки - полностью теряет свою космическую скорость, перестаёт светиться. Данный объект и в этом отличается от того, что наблюдается в большинстве случаев. К тому же существенные различия в показаниях очевидцев оставляют и здесь место сомнениям.
Источник: Олег БУРЫЙ г.Львов. "Факты"